г. Киев, Раисы Окипной 8, оф. 42    /    Skype: webgid.studio
Создание интернет магазина

Бизнес план для интернет магазина

Расходы, связанные с разработкой, раскруткой и запуском Интернет-магазина, значительные. На первый взгляд, это основная статья затрат при организации подобного бизнеса. Но это – лишь на первый, самый поверхностный и некомпетентный взгляд. На самом деле, расходы, и более значительные, осуществляются еще на стадии разработки проекта интернет - магазина. В первую очередь, это затраты, связанные с анализом потребительского рынка. 

Бизнес план для интернет магазина: что с чем есть.Сначала надо оценить потребительскую аудиторию нового интернет – магазина. Анализ в данном случае будет оцениваться по результатам исследований, проведенных с применением следующих методов: прогнозирования, то есть научного предвидения спроса целевой аудитории на тот или иной товар, и данных всевозможных опросов и анкетирования потребительских ожиданий и предпочтений. Кстати сказать, последние – не всегда тождественны спросу, так как то, что человек хочет и может купить – зачастую совершенно разные вещи. Основываясь на данных социологических и статистических исследований, ежедневное число пользователей русскоязычного сектора интернета – несколько миллионов человек. Предположим, что примерно 50% из числа этих пользователей могут стать клиентами создаваемого предпринимателем интернет – магазина. Предприниматели, в целях расширения объемов своей деятельности, готовы попробовать новый для них вид торговли. В основном, у большинства производителей, он идет в параллели с традиционной торговлей, то есть через обычные магазины, в их привычном для нас понимании. Кроме того, для некоторых такой способ продаж (интернет – магазины) – это возможность оценить запросы и предпочтения покупателей, так называемый «венчурный бизнес», «пробный шар». Обычно данная стратегия применяется для изучения спроса на товары – новинки, как правило, для высокотехнологичной продукции и услуг. Но есть и еще одна тенденция. Ряд предпринимателей организуют продажи только на интернет – площадках, создавая свой интернет – бизнес не в продолжение и развитие сети реальных магазинов и организаций, а как самостоятельный, отдельный субъект, как «бизнес с нуля». В этом случае, можно говорить об интернет магазине «в чистом виде». Итак, стратегия разработана, аудитория покупателей более или менее обрисована, вариант создания интернет – магазина определен.

Сразу оговоримся, сейчас мы будем рассматривать те интернет – магазины, которые действуют в соответствии с законодательством, реализуют товары, разрешенные законом к продаже, качество и социальная значимость которых соответствует действующим в нашей стране стандартам и ограничениям. Интернет – магазины, распространяющие «пиратскую» продукцию, имеют свою собственную «стратегию продаж». Данная деятельность здесь описана не будет. Интернет – магазин в чистом виде, вопреки устоявшемуся мнению, это не «легко и просто». При всех очевидных плюсах, тем не менее, необходимо продуманное планирование расходов и затрат. То, что большей части затрат, осуществляемых традиционными торговыми организациями, нет у виртуальных магазинов – миф. Это мнение верно лишь отчасти. Причем – довольно небольшой части.
Начнем с того, что интернет – магазин далеко не настолько «виртуален», как представляется вначале. Он вообще практически не отличается от традиционного магазина, то есть, магазина, имеющего физическую сущность в нашем современном понимании (помещение, территорию, юридический адрес и т. п.). И затраты, осуществляемые интернет – магазином – вполне реальные и традиционные. Давайте рассмотрим основные элементы расходов интернет – магазина (магазина на сайте) и сравним их с расходами «обычного» магазина.

К основным элементам расходов интернет магазина относятся:

1. Расходы на продажу продукции. Это, во-первых, расходы, связанные с маркетингом товаров и услуг, то есть, связанные с изучением рынка. Во-вторых, расходы, связанные с рекламой. И у виртуального магазина они занимают значительную долю расходов на продажу, так как рекламы различного характера и свойства в интернете достаточное количество, и с каждым днем, становится все больше и больше. Рекламную компанию надо организовать таким образом, чтобы потребитель понял и поверил, что товар, предлагаемый предпринимателем в интернет – магазине, гораздо лучше других товаров. Причем – не только аналогичных товаров в других интернет – магазинах, но и в тех традиционных магазинах, где он привык осуществлять свои покупки. Все мы в той или иной степени – заложники привычек. Нашему менталитету вообще свойственен некоторый консерватизм мышления. Тем более, в таких бытовых вопросах, как покупки. Товар нам надо увидеть, потрогать, присмотреться… Но, с другой стороны, есть важный фактор, который может склонить нас в сторону покупки в интернет – магазине. Данный вид продаж, в силу нахождения в «эпицентре» новой информации, а также – способности оперативно корректировать цены товаров, безусловно, может предложить гибкие цены для покупателей. Гибкость цен, моментальная реакция на изменение рыночной ситуации – безусловно, положительное отличие интернет – магазина от магазина в традиционном понимании торговли. Остальные расходы на продажу, например, зарплата продавцов – консультантов, в принципе, не отличаются от затрат обычного магазина. Квалифицированный труд должен оплачиваться соответственно.

2. Расходы на доставку продукции. Здесь отличия в паре «интернет магазин – фирма реальная» также минимальные. Почти у каждого интернет – магазина есть своя курьерская служба, доставляющая приобретенные товары непосредственно к покупателю.
3. Расходы на приобретение, эксплуатацию и ремонт основных средств. Этот элемент расходов особенно сильно отличается от аналогичных расходов традиционного магазина, причем, в положительную для предпринимателя сторону. Да, безусловно, такие расходы есть. В любом случае, необходимо минимальное помещение, где будет располагаться штат сотрудников, занимающихся продажами. Но! В то время, как по внешнему виду обычного магазина покупатели оценивают качество товаров и обслуживания, внешний вид и оборудование офиса интернет – магазина должно отвечать элементарным санитарно – гигиеническим нормам, и быть приспособлено для нормальной работы он-лайн с заказчиками и поставщиками (необходимы выделенные телефонные линии и прямой канал доступа в интернет). Здесь, собственно, и все. Минимизируются или отсутствуют полностью (в зависимости от специфики деятельности) затраты на содержание штата охраны, затраты по уборке помещения, по содержанию складских помещений.
4. Управленческие расходы. Здесь, в общем, тоже нет особых преимуществ перед традиционным способом торговли. Бухгалтер и руководитель необходимы в торговой точке в любом случае.

Как и в любой розничной торговле, главным активом Интернет-магазина является клиентская база. Но и этому бизнесу присущи свои особенности. Клиенты, которые обращаются в Интернет-магазины не в первый раз - это люди отнюдь не избалованные и обычно понимающие, что заказанный ими товар не будет доставлен со скоростью «пиццы на дом». Все покупатели осознают, что продавец не держит коробки с товаром у себя дома, а курьер, в свою очередь, не готов сию секунду помчаться на доставку. Большинство потребителей понимают, что нужный товар необходимо заказать у одного или даже нескольких поставщиков, затем отправить туда курьера, а только после этого товар поедет к своему будущему владельцу. Поэтому, как бы вам не хотелось, но через полчаса ваш заказ никто не доставит. Но клиент Интернет-магазина может быть уверен в трёх вещах:

1. Доставка без задержек, в заранее обговоренные сроки (в среднем это два-три дня).
2. Возможность поставки товара, выложенного на Интернет-витрине. Ведь магазин на то и Интернет-магазин, чтобы в каталоге представленного товара оперативно отображалось то, что выставлено на продажу. Ведь хуже не бывает, когда покупатель тратит своё личное время на оформление заявки, на ожидание, а, в конце концов, выясняется, что данного товара в данный момент нет в наличие. Вероятность того, что клиент станет обращаться в этот магазин ещё раз, очень мала.

3. Цена будет немного ниже, чем в реальном магазине розничной торговли. Ценовая разница может и не очень велика, но клиенты электронных магазинов считают, что своими усилиями и затраченным временем они расплачиваются за более выгодную для них с финансовой точки зрения покупку. Те, кто часто пользуется услугами Интернет-магазина, осознают, что доставка стоит некоторых денег и к таким обещаниям как «бесплатная доставка» относятся с недоверием (ясно, что цена доставки уже входит в цену за приобретенный товар). Поэтому на сегодняшний день большинство Интернет-магазинов пишут цену доставки в отдельной строке. Это идёт на пользу обеим сторонам: покупателя это не смущает, а продавцу предоставляется возможность декларировать в своих каталогах более низки цены.

Организация доставки, так же как и вопросы, связанные с гарантийными обязательствами, требуют тщательного расчета на начальном этапе – составление такого документа, как бизнес-план Интернет-магазина. Не исключено, что создание собственной курьерской службы будет нецелесообразной. В особенности пока количество клиентов не велико. В любом городе существует огромное количество курьерских служб, которые берут на себя обеспечение логистики и доставки «от двери к двери».
Цены варьируют в зависимости от объёмов и достигнутого на текущий момент уровня.

Даже в сфере несрочной бизнес-корреспонденции они составляют 2,5-3,5 доллара за доставку.

Итак, если открытие своего Интернет-магазина – затея не дешевая, а прогореть не составляет никакого труда, то как же можно тогда объяснить, что с каждым днём в сети Интернет появляется все больше онлайновых торговых площадок? Тем более мы все видим примеры успешного Интернет-бизнеса. Разумеется, что ныне процветающим и популярным электронным магазинам пришлось пройти довольно тернистый путь становления, с большими затратами, неизбежно «набивания шишек» и рекламной «раскрутки». Эти известные торговые площадки начинали свою работу на заре зарождения рынка онлайн-торговли, а все организационные вопросы решались специалистами из области маркетинга – высококвалифицированными менеджерами. Так что успех этих компаний не показателен для start-up магазинов, у которых бизнес-план Интернет-магазина рассчитан на стартовый капитал в пределах 10-20 тысяч долларов (что в свою очередь имеет статус малого бизнеса).

Немалая часть Интернет-магазинов является сетевым дополнением к работе компаний, которые занимаются традиционной торговлей, причем успешно, то есть пара «интернет магазин – фирма» работает, как говорится, в тесной связке. Эти электронные магазины создаются исключительно в целях имиджа и как один из элементов стратегии развития. Такие компании особо не заботятся об окупаемости своего Интернет-проекта. Главная задача здесь – привлечение потенциальных покупателей, которые могут ознакомиться с ассортиментом, сравнить цены с другими магазинами и затем придти в реальный магазин и сделать покупку понравившегося товара. Или же, наоборот, после посещения магазина вернуться домой, и приобретут товар в Интернет-магазине. Впрочем, польза обычно есть. Так по данным, предоставленным одной из крупных компаний по продаже сотовых телефонов, Интернет-магазин помог увеличить продажи на 5%.
Мода на открытие Интернет-магазинов, целью которого является обслуживание основного бизнеса, вытекает из обычной логики. Всем крупным компаниям, ориентированным на массового потребителя, нужен свой собственный сайт, на котором будет динамично меняться каталог товаров в соответствии с изменениями в ассортименте реального магазина, т. к. посетители придут на такой Интернет-ресурс явно не за тем, что бы прочесть историю создания фирмы. А по техническим характеристикам от такого сайта до Интернет-магазина один всего лишь шаг.

Будет достаточно добавить лишь средства оформления заказа на товар и ещё несколько отличительных для Интернет-магазина функций. Если реализовать только действительно необходимые клиентам функции, то создание Интернет-магазина обойдется не намного дороже обычного сайта с каталогом товаров. Вот и ещё одна причина роста числа Интернет-магазинов – вложения средств не намного больше, но появляется ещё один маркетинговый инструмент. Кроме того, стоит заметить, что для эффективной работы такого Интернет-магазина не нужно значительного расширения инфраструктуры, можно опереться на уже ранее созданную.

То же самое можно сказать и о маркетинговых мероприятиях: Интернет-магазин, как дополнительный торговый инструмент не потребует от компании лишних затрат на рекламную кампанию. Вполне достаточно указывать электронный адрес в рекламе реального бизнеса. Во всех остальных случаях, кроме названного, потребуется разработка и реализация рекламной раскрутки он-лайн магазина. Разумеется, золотое правило «Хороший магазин с высоким качеством предоставляемых услуг сам себя раскрутит», работает и в Интернете. Но вот только не стоит забывать, что магазин в отличии от простого сайта с каталогом товаров – это не удовольствие. Такой магазин требует постоянных вложений с первого же дня его существования и поэтому очень важно быстро привлечь, как можно больше, клиентов. Ведь каждый день простоя Интернет-магазина вызывает новые издержки.


И в заключении хочется ещё раз упомянуть, что ошибочно предполагать, что главное в создании Интернет-магазина - это разработка эффективного и удобного для покупателей ресурса. Здесь, как и в любом другом бизнесе, основной задачей является разработать эффективный бизнес-план Интернет-магазина :

- какой товар продавать;

- как повысить рентабельность;

- какие финансовые вложения потребуются для создания и поддержания необходимой и устойчивой инфраструктуры;

- разработка рекламной программы и решение еще многих вопросов.
Таким образом, сама Интернет-витрина – это только один из многих важных элементов инфраструктуры. На сегодняшний день Интернет-магазин – это очень прибыльный бизнес. Количество постоянных пользователей сети Интернет стремительно растет с каждым днём.

Но не стоит забывать, что успешным инвестором станет тот, кто с особым вниманием отнесётся к потребностям клиентов и развитию инфраструктуры, а не прекратят развитие после начала работы сайта. Ведь в отличие от развлекательных и иных Интернет-ресурсов, в создании электронного магазина главным фактором будет не количество посещений в день, а увеличение потока довольных сервисом покупателей.
Что бы достичь успеха в предприятии такого рода, необходимо ответить на вопрос: «Каким товаром торговать?». Если на товар есть спрос и пока нет сильной конкуренции, то такой сайт будет не самым затратным началом бизнеса. Ну а если не соблюдено это условие, то даже наилучшая форма ведения бизнеса не позволит достичь желаемых результатов.
 

Чтобы получить пример постоянно обновляемого бизнес-плана,
нажмите
К списку статей
Создание интернет магазина Бизнес план для интернет магазина